В течение жизни человек испытывает различные состояния, которые влияют на его поведение, образ жизни, отношения с другими людьми. Такие состояния отражают психологический рост личности, ее готовность к существованию в социуме. И носят название «Эго-состояния».
Оглавление
- 1 Трансактный анализ
- 2 Концепция ребенок родитель взрослый по Берну
- 3 Что такое эго состояния
- 4 Откуда взялись ребенок родитель и взрослый
- 5 Как ребенок родитель и взрослый проявляются в общении
- 6 Эго состояние ребенок
- 7 Эго-состояния Взрослого
- 8 В каком эго состоянии лучше находиться
- 9 Примеры, когда баланс трех начал нарушен
- 10 Проблемы состояния ребенок
- 11 Проблемы состояния родитель
- 12 Проблемы состояния Взрослый
Трансактный анализ
Трансакции – это единицы общения. От них происходит название метода. Анализом трансактного общения занимался Эрик Берн. Он разбил все общение на отдельные элементы.
Метод помогает ответить на следующие вопросы, касающиеся эго-состояния:
- Что есть состояния человека?
- Какие состояния он несет с собой в течение жизни?
- Как убрать лишнее, на что обратить внимание при общении?
- Как проявляются состояния в разных ситуациях и моделях поведения?
- «Как сбалансировать» эго-состояния, чтобы они работали в созидательном русле?
Предметом анализа трансакций является система идей и чувств. Они проявляются в социуме у каждого индивида через определенные модели поведения. Три эго человека являются трансакциями его взаимоотношений с окружающим миром.
Научиться понимать язык тела может каждый. А научиться говорить на нем – значит овладеть искусством общения на высшем уровне.
Концепция ребенок родитель взрослый по Берну
Э. Берн определил набор инструментов, которые помогают анализировать «Я-состояния». Или, по-другому, эго-состояния. Это бессознательное поведение человека, которое отличается силой проявления чувств, содержанием мыслей и слов, особенностями реакций и действий.
Существует три эго-состояния человека:
- Родитель.
- Ребенок.
- Взрослый.
Смена состояний происходит в течение дня по несколько раз. Причем трансформации реализуются в кратчайшие периоды времени.
Например, с утра многие проявляют состояние «Родителя», когда осуществляется контроль за собой. Ведь нужно произвести определенную последовательность действий: заправить кровать, почистить зубы, позавтракать, пойти на работу и т.д. Эти действия осуществляются на автомате, но внутренний контроль не теряется. Если же разрешить себе поваляться в кровати, не пойти на работу, пропустить завтрак, то включится позиция «Ребенка». А если вдруг поступит звонок с работы и окажется, что нужно срочно решить важную задачу, то включается состояние «Взрослого».
Что такое эго состояния
Эго-состояния – это позиции при общении, которые проявляются в определенных ситуациях. Они определяют, на что будет реагировать индивид и как он будет реагировать. Из его поведения будет складываться определенная реакция окружающих.
Эго-состояние отражает два уровня взаимодействия: внешний и внутренний. Большая часть информации при этом проходит мимо сознания человека.
Откуда взялись ребенок родитель и взрослый
Эго-состояния являются основными составляющими теории трансактного анализа. Она была разработана американским психологом Эриком Берном. Свои идеи он отразил в книгах «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди».
Берн выдвинул концепцию, согласно которой в человеке уживаются три «Я»: Ребенок, Взрослый, Родитель. В определенной ситуации на первый план выходит одна из составляющих, которая и определяет жизненный сценарий.
Берн являлся учеником Эрика Эриксона. Однако позиции учителя и ученика различались. Эриксон считал, что человеком управляют инстинкты: телесные и сексуальные. Берн же выдвинул идею о том, что человек может управлять своими состояниями. Научившись этому, личность сможет устанавливать с окружающими экологичное и здоровое общение.
Идея «Эго-состояний» возникла у Берна в процессе работы врачом-психиатром. Он расспрашивал пациентов об их собственном представлении о своей личности. Затем анализировал и сравнивал полученную информацию. И пришел к выводу, что человек может находиться в трех разных состояниях в разные периоды времени.
Берн опросил людей более чем в 30 странах на разных континентах. Поэтому теория выстроена с учетом культурных и национальных особенностей индивидов.
Как ребенок родитель и взрослый проявляются в общении
Психологический аспект эго-состояний проявляется в особенностях общения индивида с окружающим миром, в нюансах трансляции другим своих внутренних состояний.
Родитель выражает представления о жизни и стереотипы, которые были ему внушены в детстве. Отношение к окружающим может быть критичным или любящим.
Взрослый транслирует разумный и объективный подход к реальности. Он внимательный наблюдатель. Именно в этом эго-состоянии принимаются важные решения.
Ребенок проявляется в спонтанности, в творчестве и самовыражении. Личность может быть плачущей и страдающей, либо непосредственной и играющей.
Концепция Берна определяет трансакции как короткие диалоги, единицы общения. Они состоят из стимула и реакции. Стимул побуждает получить ответ от собеседника. Этот ответ и будет являться реакцией.
Реакция зависит от того, в каком эго-состоянии находится субъект. От этого и будет строиться взаимодействия. Берн выделил три типа трансакций:
- Дополняющие. Общение происходит между равными или дополняющими субъектами (Взрослый-Взрослый или Родитель-Ребенок). Например, человек спрашивает, который час (Взрослый) и получает соответствующий ответ от другого человека (Взрослый).
- Пересекающиеся. Реакция не соответствует первоначальному стимулу. Общение дестабилизируется из-за несовпадения стимула и реакции. Такая ситуация может стать началом конфликта. Например, субъект обращается к другому с вопросом: «Можешь подать мне соль?». То есть Взрослый обращается ко Взрослому. Однако ответ получает от Родителя: «А ты можешь хоть что-то сделать сам?».
- Скрытые. Такой тип трансакций является самым сложным. Это психологические игры со скрытыми мотивами. На первый взгляд кажется, что ситуация лежит на поверхности. Например, Взрослый обращается ко Взрослому. Но на деле оказывается, что оба субъекта скрывают свои истинные эго-состояния, выдавая их под видом других. Самой распространенной ситуацией является флирт. Разговор ведут двое Взрослых, задают характерные для этого состояния вопросы. Но в действительности это два Ребенка, которые хотят позаигрывать.
На тип взаимодействия будут оказывать влияние социальный и психологический уровни собеседников.
Эго состояние ребенок
На состояние «Ребенок» огромное влияние оказывает детский период жизни. Подсознание «записало» все детские переживания, страхи, радости. Отсюда появляется инфантильность, желание угождать другим, требование внимания к себе и т.д.
«Ребенок» проявляется в следующих ситуациях:
- Появляется желание к игре или озорству.
- Тянет к творчеству и креативу.
- Приоритетом становятся личные желания и потребности.
- Проявляются капризы.
- Происходит спонтанное, молниеносное реагирование на ситуации.
- Хочется искренне радоваться жизни. Появляются легкость и эмоциональность.
- Проявляются страхи, обиды. Хочется попросить других о помощи.
Данное эго-состояние может иметь разные проявления.
Свободный и адаптивный ребенок
Свободный Ребенок – это самая легкая часть человека. Когда присутствуют искренняя радость, спонтанность в поступках, легкость. Человек стремится творить и созидать. Все интересно, все вызывает любопытство. В таком состоянии приходят нестандартные решения. А жизнь проходит как игра.
Человек испытывает такое состояние, когда:
- Занимается любимым делом.
- Принимает решения не разумом, а сердцем.
- Показывает себя настоящего в каком-либо моменте.
- Флиртует.
- Дурачится.
- Действует, исходя из своих импульсов.
Адаптивный ребенок стремится соответствовать ожиданиям «взрослых». Он всех слушается, всем угождает.
Такое состояние личности проявляется в следующих ситуациях:
- Подстраивание под окружающих.
- Лесть и незаслуженная похвала других.
- Желание заслужить похвалу, избежать чьего-то гнева.
- Перекладывание ответственности на других.
- Избегание инициативы.
- Возникновение чувства подавленности, неуверенности в себе.
Также есть «Ребенок Бунтующий». Он сопротивляется окружающей действительности, спорит, выступает против установленных правил (открыто или явно).
Эго-состояние Родителя
Эго-состояние Родителя олицетворяет отношения индивида в детстве со значимыми взрослыми. Это могут быть родители, бабушки, дедушки, учителя и т.д. Их поведенческие стратегии неосознанно заимствуются личностью.
Критика, наставления, ехидные замечания будут звучать в голове человека и во взрослой жизни. Точно так же, как слова поддержки и положительные эмоции будут являться стимулом для покорения новых высот.
Роль Родителя может проявляться по отношению к самому себе или к окружающим. Это позиция старшего товарища, лидера.
Контролирующий и заботливый родитель
Родитель Заботливый дарит поддержку и тепло. Может посочувствовать или приободрить. Это состояние наступает при:
- Защите других.
- Опеке или заботе окружающих.
- Поддержке и одобрении других.
- Помощи с позиции старшего товарища.
Контролирующий Родитель указывает другим, как нужно жить. Он стремится постоянно поучать и наставлять других. Хочет, чтобы все делали так, как он сказал. Если поведение собственное или окружающих отличается от выставленных таким Родителем правил, то начинается критика.
Эго-состояния Взрослого
«Взрослый» трезво оценивает ситуацию и свои возможности. Он готов действовать и хорошо приспособлен к реальности. «Взрослый» хорошо организован, его действия продуманы и рациональны. В таком эго-состоянии личность мыслит логически, без лишних эмоций. Живет в настоящем моменте.
Такое состояние характерно для следующих ситуаций:
- Зарабатывание денег.
- Проявление себя в профессиональной сфере.
- Общение с окружающими на равных.
- Выстраивание планов на основе объективной оценки существующих фактов.
- Стремление найти оптимальное решение вопроса.
- Чувство спокойствия и уверенности.
- Возможность никому ничего не доказывать, а действовать, опираясь на свои цели.
Это позиция самостоятельная. На нее не влияют детские состояния и поведенческие формы родителей. Эго-состояние «Взрослого» взращивается самостоятельно, на основе жизненного опыта и личных предпочтений.
В каком эго состоянии лучше находиться
Универсального ответа на этот вопрос нет. Каждое из трех состояний имеет важное значение в жизни человека. Каждая позиция выполняет определенную функцию:
- Ребенок дает возможность проявляться искренним эмоциям, творческим способностям, самовыражаться, находить нестандартные решения.
- Родитель обеспечивает поддержку себя и других. Ведь порой даже самому себе нужен старший товарищ, который поддержит, приободрит, направит на истинный путь.
- Состояние Взрослого позволяет действовать, приспосабливаться к изменениям окружающей действительности, находить ответы на вопросы.
Все три состояния необходимо балансировать. И «выводить» на первый план то из них, которое наиболее соответствует сложившейся ситуации.
Например, у человека возникла идея начать заниматься живописью. Поскольку в школе эти творческие задатки были хорошо развиты. В позиции Ребенка он представляет свои будущие творения, их успех, переживает положительные эмоции. Затем включается «Взрослый», который решает, на какие курсы записаться, сколько времени нужно будет уделять процессу, корректирует свое расписание под новые обстоятельства. «Родитель» контролирует, чтобы занятия не пропускались, задания выполнялись. В зависимости от результата внутренний «Родитель» хвалит самого себя или критикует.
Но такой баланс встречается нечасто. Как правило, у человека доминирует какое-то одно состояние. Он может находиться в вечной позиции «Ребенка. И тогда постоянно на все обижается, требует к себе внимания, часто находится в роли жертвы. Личность с преобладающей ролью «Родителя» стремится постоянно все контролировать, поучать других. Не последнее место занимает бесконечная самокритика. «Взрослый» регулярно испытывает напряжение, ведь ему нужно все время мыслить рационально, выбирать только правильные решения, отодвигая эмоции и чувства на второй план.
Людям с преобладанием состояний «Родитель» и «Взрослый» тяжело расслабиться. От невозможности проявлять свои искренние эмоции, выпускать свое внутренне «Я», появляется раздражительность, усталость, апатия. А постоянному «Ребенку» трудно принимать взвешенные решения, выстраивать равный диалог с окружающими.
Примеры, когда баланс трех начал нарушен
Эго-состояния далеко не всегда находятся в балансе и взаимодействии друг с другом. Взаимосвязь элементов может быть нарушена. Психология определяет такое состояние как нарушение баланса трех начал.
Тогда появляются различные состояния, дисбалансирующие поведение человека и затрудняющие его взаимодействие с социумом.
Педант
Такая личность лишена умения и желания играть. Поскольку на «Взрослого» влияют предписания «Родителя». «Ребенок» не может проявить себя по той же причине. Человек-педант представляет собой некую механическую схему без эмоций, ярких чувств и свободы.
Отсутствие положительных эмоций может привести к проявлению аморального поведения. И это поведение опять будет критиковать «Родитель». Дело может дойти даже до психосоматических расстройств.
Бессовестный лицемер
При таком состоянии поле «Взрослого» блокируется детскими желаниями и потребностями. А внутренний «Родитель» отключен по отношению к себе. Он не осуждает за неблаговидные поступки и не контролирует собственное поведение. Зато по отношению к другим «Родитель» проявляется очень ярко. Любое неверное действие других субъектов строго осуждается и карается.
Цель Бессовестного лицемера: постоянно удовлетворять потребности своего «Ребенка». И сохранять жесткий контроль над окружением. Лицемер лишен совести.
Если такой человек получает власть, то он превращается в садиста, который пытается удовлетворить свои потребности и стремления за счет интересов окружения. Конфликт с социумом постепенно переходит во внутренний конфликт. И тогда могут наступить серьезные последствия для физического и психологического здоровья индивида.
Неуправляемый
Поле «Взрослого» постоянно контролируется «Родителем». И при этом огромное влияние оказывают страхи «Ребенка». При таком состоянии человек лишен возможности управления собой. Он понимает, что поступает неверно, но оправдывается тем, что ничего не может с этим поделать.
На поведение человека будет оказывать влияние преобладающая составляющая его личности. Он может либо строго соблюдать все установленные в обществе нормы, боясь отступить даже от самых незначительных правил, либо готов поддаться всем грехам. При таком внутреннем раскладе могут проявиться невроз и психоз.
Проблемы состояния ребенок
Преобладающий Ребенок – существо безответственное. Человеку такого типа постоянно нужны только развлечения. Он делает то, что хочется в настоящий момент времени. Внутренний контроль фактически отсутствует, поэтому цели ставить тяжело: они постоянно меняются, их трудно реализовать.
Если Ребенка мало, то индивид теряет способность мыслить творчески, мечтать, радоваться мелочам. Подавленный Ребенок сознательно отказывается от эмоций, из-за чего появляются обидчивость, требовательность. Человек, который игнорирует свою детскую часть, сопротивляется всему и спорит по любому поводу. Окружающие могут воспринимать его поведение как неадекватное. Но на самом деле личность пытается таким способом уравновесить свое состояние.
Бунтующему Ребенку постоянно кажется, что его не ценят, критикуют ни за что. Но на самом деле критика и негодование исходят от его внутреннего Родителя. Но поскольку осознать это сложно, то кажется, что критика исходит из вне. Поэтому даже самые незначительные замечания воспринимаются как большая обида. И в то же время Бунтующему Ребенку хочется постоянного внимания и заботы. Из-за чего возникает зависимость от чужого мнения.
Что случается если эго Я-ребенок с годами доминирует
Доминирование Я-Ребенка приводит к тому, что даже небольшие поражения воспринимаются человеком как серьезная трагедия. Не в состоянии объективно оценить сложившуюся ситуация, Я-Ребенок начинает винить во всех бедах внешние факторы: критикующее начальство, не преданных друзей, непонимающих родственников, несовершенный мир и т.д.
Длительное нахождение в таком состоянии приводит к появлению серьезных психосоматических заболеваний.
Проблемы состояния родитель
При доминировании Родителя внутренний критик присутствует в жизни человека постоянно. Он не разрешает совершать многие действия, которые могут быть приятны личности. Например, девушка с преобладающей позицией «Я-Родитель» не позволит купить себе красивое, но слегка откровенное платье. Ее внутренний контролер будет твердить о том, что это платье не для нее, про нее плохо подумают люди или ее фигура не совершенна.
Такие установки тоже идут из детства.
Гипертрофированное состояние Родителя проявляется и в чрезмерной опеке окружающих. Например, когда жена становится для мужа не равным партнером, а «мамочкой», что приводит к разладу в паре. Безусловно, забота и опека в паре необходимы, но их количество должно быть дозированным и не переходить за рамки приобретенных ролей.
Что случается если эго Я-Родитель с годами доминирует
Доминирование «Я-Родителя» с годами становится причиной постоянного чрезмерного контроля над собой. Любое отступление от намеченных правил поведения строго критикуется, осуждается. Человек постоянно корит себя за все.
Если так продолжается несколько лет или десятилетий, то с развиваются сложные психосоматические заболевания. Решить проблему можно, если только полностью переписать укоренившиеся родительские программы.
Проблемы состояния Взрослый
Проблема состояния «Взрослый» чаще всего проявляется в малом количестве этого состояния. Не все могут разумно и спокойно решать текущие задачи, здраво оценивать ситуацию. Однако такое эго-состояние необходимо каждому для выживания в социуме. Поэтому его нужно в себе развивать.
Что случается если человек предпочитает руководствоваться эго Я-Взрослый
В состоянии «Я-Взрослый» человек адекватно оценивает ситуацию и свои поступки, принимает ответственные решения. Личность учится на своих ошибках, не подвергает себя жесткой критике за каждый промах. Неудачи не выбивают ее из колеи, а заставляют двигаться дальше.
Но если на Взрослого начинает давить Родитель или Взрослый подпадает под влияние Ребенка, то он начинает совершать необдуманные поступки либо, наоборот, начинает бояться сделать лишний шаг.
Поэтому все три эго-состояния важно уравновешивать и балансировать.