Психология убеждения используется повсеместно. Она может быть полезна как в сфере бизнеса, так и в повседневной жизни. Однако важно уметь ей правильно пользоваться, и не путать убеждение с манипуляцией.
Оглавление
- 1 Умение убеждать: в чем его важность
- 2 Отличие убеждения от манипуляции
- 3 В чем разница между убеждением и внушением
- 4 Методы убеждения для разных типов собеседников
- 5 Главные законы убеждения
- 5.1 Создайте у аудитории трудности
- 5.2 Чем меньше выбор, тем лучше
- 5.3 Принцип взаимности
- 5.4 Выберите подходящий канал общения
- 5.5 Говорите на языке собеседника
- 5.6 Правильно выбирайте время
- 5.7 Срежиссируйте свои эмоции
- 5.8 Повторяйте мысли за собеседником
- 5.9 Не позволяйте собеседнику уходить от темы
- 5.10 Используйте созидательные формулировки
- 5.11 Следите и повторяйте за языком тела собеседника
- 5.12 Для изменения поведения не используйте глаголы в разговоре
- 5.13 Не будьте назойливы
Умение убеждать: в чем его важность
Умение убеждать необходимо, чтобы отстаивать собственные интересы. Способность доказать свою правоту позволяет стабилизировать самооценку, повысить стрессоустойчивость. Проще говоря, это полезно для здоровья и может помочь в социальной сфере.
Отличие убеждения от манипуляции
Прежде чем говорить о том, как убеждать людей, важно провести четкую границу между допустимым и недопустимым.
Манипуляция – это насильственный способ получения желаемой реакции. Например, вы заставляете собеседника сделать что-то для вас, а иначе вы раскроете его постыдный секрет.
Средства убеждения действуют куда мягче и не подразумевают нанесение вреда окружающим сами по себе. Смысл убеждения в том, чтобы донести свою точку зрения собеседнику и доказать ее правильность.
В чем разница между убеждением и внушением
Формы убеждения бывают самыми разными, однако они не включают в себя внушение: это совершенно другое понятие. В первом случае индивид должен сам прийти к выбору нужного вам решения путем анализа.
Внушение работает схожим образом, но оно не подразумевает анализ. Т. е. человек должен просто принять ваши слова за чистую монету. К примеру, у вас есть не самый лучший товар. Покупатель приобретает его из-за красивой рекламы, купленных отзывов и т. п., а не потому, что он действительно полезен.
Методы убеждения для разных типов собеседников
Некоторые техники убеждения могут не работать на определенных людях. Поэтому вы сначала должны оценить своего собеседника: его пол, возраст, менталитет и пр. Например, дети, как правило, более наивны и открыты, а значит с ними заметно проще работать. Главное здесь – не мыслить стереотипами, т. к. в противном случае вы не только не добьетесь нужного эффекта, но и можете вызвать противоположную реакцию!
Еще один важный момент: учитывайте, на какое количество людей вам нужно воздействовать. Если их много, влияние на каждого человека по очереди займет уйму времени и будет низкоэффективным. Лучше одновременно воздействовать на нескольких членов коллектива или «заразить» одного из них нужной идей, чтобы он потом передал это другим.
Главные законы убеждения
А теперь перейдем к тому, как научиться убеждать. Прежде всего, вы должны работать над собой. Вам будет тяжело сохранять концентрацию и не поддаваться чужому влиянию, если вы расстроены или устали. Кроме того, необходимо избегать выгорания: многократное повторение одного и того же снижает мотивацию и делает нас более податливыми.
Создайте у аудитории трудности
Этот совет может звучать противоречиво, однако он хорошо работает в бизнесе. Вы должны создать впечатление, что вы заняты и востребованы. Тем самым вы показываете, что вы получили социальное одобрение. Это играет огромную роль, когда речь заходит о покупателях.
Говоря о том, как заставить людей принять ваше мнение в личных отношениях, стоит отметить, что данный метод не слишком результативен. Психологический прием может быть полезен в конфликтных ситуациях, однако вы всегда должны хорошо аргументировать свое мнение.
Чем меньше выбор, тем лучше
Переубедить человека будет проще, если вы не будете давать слишком много выбора и информации, а также не будете использовать размытые, сложные формулировки. Это очень заметно в бизнес-сфере: когда в линейке куча однообразных товаров, люди покупают их менее охотно. А все потому, что им приходится тратить время на выбор лучшего варианта. Совместно с этим они осознают, что вся линейка слишком похожа между собой, а значит их мнение о производителе ухудшается.
Принцип взаимности
Из-за особенностей своей психологии, люди склонны действовать по принципу «я тебе, а ты – мне». Это естественное поведение для социального вида, которое помогает популяции выжить.
Как это поможет в убеждении человека? Доброе слово, бесплатная услуга или самый обычный подарок сделают человека менее скептичным и более восприимчивым к вашим словам.
Выберите подходящий канал общения
Убеждающая коммуникация – это та, которая удобна вашему собеседнику. Он должен чувствовать себя комфортно и расслабиться.
Говорите на языке собеседника
Переубеждать человека бесполезно, если вы не смотрите с его позиции. Важно всегда учитывать мировоззрение, характер и даже манеру разговора.
Правильно выбирайте время
Из перечисленного выше вы могли заметить, что главная цель – создать благоприятные условия для вашего собеседника. В том числе это относится и ко времени. Всегда подбирайте удобный момент и не говорите слишком долго: покажите, что вы уважаете личное пространство и время человека.
Срежиссируйте свои эмоции
Люди начинают нервничать и чувствовать дискомфорт, если вы сразу выдаете им все свои эмоции. Это происходит из-за того, что в таком состоянии вы не способны четко и медленно объяснять свою идею или мнение: вы торопитесь, увлекаетесь, забываете о собеседнике. Поэтому важно не торопиться.
Повторяйте мысли за собеседником
В некоторых ситуациях нелишним будет проговаривать слова своих друзей, членов семьи или клиентов. Почему? Так вы демонстрируете свой интерес, понимание.
Не позволяйте собеседнику уходить от темы
Уход от темы – способ временно избежать поражения, отказаться от ответственности или действий. Если тема неприятная, или один индивид явно проигрывает другому в споре, важно концентрировать свое внимание на деталях. Это позволит избежать внезапной смены тематики.
Используйте созидательные формулировки
Специалистами было замечено, что люди негативно реагируют на отрицательные предложения, т. е. на все, что содержит частицу «не» или слово «нет». По этой причине лучше формулировать свое предложение так, чтобы оно было сугубо положительным.
Возьмем простой пример: можно сказать: «Не пропустите это великое событие!», а можно избавиться от отрицания: «Поспешите увидеть это великое событие!». Второй вариант предпочтителен.
Следите и повторяйте за языком тела собеседника
Большинство людей склонны негативно реагировать на все, что от них отличается: они видят в этом подвох и угрозу. Поэтому нужно не только говорить на их языке, но и в разумной степени копировать их поведение. Например, примите тоже положение тела и используйте те же жесты.
Для изменения поведения не используйте глаголы в разговоре
Эксперты выяснили, что содержание глаголов в предложении может отрицательно сказаться на мотивации. Причин у данного явления несколько:
- Чувство принадлежности к группе. При использовании глагола подчеркивается индивидуальность человека. В некоторых случаях такая особенность полезна, но она не очень подходит для убеждения. Лучше сформулировать предложение так, чтобы человек чувствовал себя частью общества. Подражая другим и пытаясь получить общественное одобрение, он с большей вероятностью поступит по-вашему.
- Гордость и ощущение опасности. Глаголы часто звучат более резко, из-за чего у собеседника может сложиться неправильное впечатление: он может подумать, что вы отдаете ему приказ или хотите обмануть его.
Не будьте назойливы
Одна из самых раздражающих черт характера – назойливость. Чтобы в чем-либо убедить собеседника, вы должны добиться положительного отклика. Однако чрезмерная навязчивость и неадекватное упорство вызывают сугубо отрицательную реакцию. Никто не станет слушать человека, если он бесконечно пытается протолкнуть свое мнение.
Важно понимать, что назойливость ухудшает ваши отношения с окружающими. Она также крайне негативно влияет на вашу репутацию среди коллектива: вас начнут считать грубым, эгоистичным или даже неадекватным. А избавиться от этого «ярлычка» будет очень тяжело. Вместо этого, если индивид очень упрям, действуйте постепенно: аккуратно подходите к нужной теме и отступайте в случае отказа. Не пытайтесь действовать, когда ваше поражение уже очевидно!
Подводя итоги, теперь вы знаете про психологию убеждения, ее принципы, и как они работают. Главное – создать благоприятные условия для собеседника, показать ему, что вы друг, а не враг. Кроме того, старайтесь во всем соблюдать меру: не нужно держать человека в «железных тисках» или полностью копировать его поведение. Помните, что вы должны оставаться ненавязчивыми, иначе ваше поведение лишь вызовет подозрение или даже раздражение.