Чтобы красиво «заткнуть» коммуникативного агрессора надо сказать одно очень короткое слово и произвести одно простое действие. Какое?…
В реальной жизни исполнение ролей — обычная ситуация. То вы выступаете в роли босса, то становитесь подчиненным и зависимым. Все зависит от обстоятельств и распределения тех самых ролей.
Также нередки случаи, когда два равных по статусу человека начинают выяснять отношения. Да еще и при посторонних.
Или еще хлеще.
Оглавление
Босс и подчиненный
Начальник дает распоряжение подчиненному: «Чтобы к вечеру отчет был готов».
Но вместо того, чтобы задать уточняющие вопросы, соблюсти субординацию, выразить согласие сотрудник выдает следующее:
- Почему именно я должен это делать? Вы все валите на меня, как будто в коллективе нет других людей! Я не буду делать этот отчет!
Если руководитель принадлежит к когорте жестких администраторов, то его реакция будет однозначной:
- Уволить, к чертовой матери!
Но умный руководитель так не поступит.
Во-первых, с точки зрения корпоративной этики опускаться до склоки с подчиненным — значит нанести урон своему авторитету.
Во-вторых, сделать вид, что ничего не произошло, также неправильно, также с точки зрения корпоративной этики.
Однако, ситуация!
Причины агрессии
Разумный босс подумает над причиной демарша и найдет, как минимум, пять причин оного.
- Виновник находится по дурным влиянием кого-либо (коммуникативного агрессора) и его состояние объяснимо: ему навязывают нервозность, вызывающую модель поведения. Значит надо найти этого КА и нейтрализовать.
- Сотрудник скрывает от сослуживцев и начальника свои просчеты и «косяки». Он пытается как-то компенсировать это, а самый простой способ — это агрессия по отношению к тому, от кого просчет скрывается.
- В жизни подчиненного есть какая-то серьезная нерешенная проблема: долг, болезнь близкого человека, проблемы в семье.
- Виноват может быть и сам начальник. Например, он настолько непоследователен в своих решениях, что постоянно и бессистемно делегирует полномочия подчиненным. А они не понимают по каким принципам это делается и почему на них ложится дополнительная нагрузка. Отсутствие четких установок о своих должностных обязанностях приводит к хаосу в коллективе.
- У подчиненного может быть личная неприязнь к начальнику.
На самом деле причин может быть гораздо больше. Но суть в том, чтобы прежде чем применять карательные меры, надо разобраться в чем истинная причина срыва человека.
Если дело просто в эмоциональном срыве, то достаточно дождаться «окончания спектакля» и спокойно посоветовать держать свои эмоции под контролем. Люди, находящиеся под влиянием КА, как правило, приносят свои извинения.
В случае если сотрудник сделал попытку повысить свой статус в глазах сослуживцев и руководства, то его немедленно надо вернуть в границы субординации и подчиненности.
А если он противится этому, то выход один — увольнение.
Спор разных по статусу людей
Рассмотрим еще одну ситуацию, которая прояснит алгоритм действий в случае когда один из собеседников нападает на другого.
На одном деловом семинаре возникла интересная ситуация между крупным бизнесменом и мелким предпринимателем.
Мелкий с пеной у рта доказывал, что подобные мероприятия очень полезны и мега круты, что они панацея от многих проблем.
Вообще-то, мысль здравая, но фанатизм и восторг говорившего, обесценивает все действо.
Крупняк выслушал и спросил:
- Вы на чем приехали на семинар?
- На поезде.
- А я на личном самолете. И почему Вы такой бедный если такой умный?
Мелкий ответил:
- А почему Вы такой тупой, если такой богатый?
Тут бы и завязаться спору, но бизнес-босс улыбнулся, внимательно посмотрел в глаза собеседнику и сказал:
- И…?
Возникла небольшая пауза, после которой мелкаш стал громко и бурно доказывать, что в жизни есть более высокие ценности, чем деньги, что счастье не в них, что быть богатым неприлично.
Когда поток иссяк, крупняк тихим голосом сказал:
- Я Вас понял. У нас разное понимание мира и ушел.
Описанный прием позволяет успешно отбить нападки человека, равного вам, или ниже Вас по статусу. А также возвращает оппонента в его реальное состояние.
Но не стоит использовать данный прием по отношению к человеку, который имеет статус выше вашего. Ибо фраза «И…?» воспринимается как дерзость и вызов.
Итак, если человек со статусом равному вашему или ниже предпримет нападки в вашу сторону, то спокойно посмотрите ему в глаза и скажите: «И…?»
В точности так, а не как-нибудь иначе.
Еще один пример использования данного приема.
Доктор и пациент
- Док, вы ничего не понимаете в медицине. Вы прописали мне лекарство, которое мне не помогает.
- И…?
- Что И? Я Рассчитывал на то, что мне сразу станет легче.
В ответ молчание.
- Так вы считаете, что мне следует продолжать принимать прописанное вами лекарство?
- Да, вы должны принимать лекарство в течение 10 дней, а потом опять прийти ко мне на прием.
В этой ситуации врач вернул пациента в его состояние и удержал контроль над ситуацией.
Еще раз: необходимо обязательно смотреть в глаза собеседнику, чтобы не уронить свой статус.
Детские страхи
Еще данный прием, только в несколько иной интерпретации, хорошо работает при лечении детских страхов.
Если, например, ребенок боится Серого Волка, то разубеждать малыша в том, что это сказочный персонаж бесполезно. Он все равно будет бояться.
Тут два варианта лечения страха.
- Допустить существование Серого Волка, а потом уничтожить его понятным для ребенка способом: «Хорошо, малыш. Сейчас к нам придет Серый Волк, а мы напустим на него нашего любимого плюшевого Мишку. Ведь все волки боятся плюшевых мишек. И он прогонит навсегда этого страшного Волка».
- Начать задавать ребенку вопросы:
- Что ты будешь делать когда Серый Волк придет?
- Что будет дальше?
- Кто может тебе помочь?
Смысл вопросов в том, что надо помочь ребенку преодолеть пик страха и тогда он сам найдет решение в преодоления страха.