Приемы манипуляторов

Я сделал покупку, которую не планировал.

Я совершил поступок, который противоречит моим принципам.

Я делаю не то, что мне хочется.

Меня словно кто-то ведет за руку с закрытыми глазами.

Не правда ли — знакомая ситуация? 

Какая сила толкает нас поступать вопреки нашим убеждениям?

Ответ на эти вопросы такой: вами кто-то умело манипулирует.

Мужчина делает делает подарок, но это манипуляция

Манипуляция — это внешнее воздействие на психику человека с целью изменить его поведение и восприятие действительности в интересах другого человека.

Манипуляции являются неотъемлемой частью нашей жизни. Взаимодействуя с людьми, мы решаем свои задачи, а значит пытаемся смоделировать их поведение в своих интересах. И наоборот.

Влияют на наше поведение родные и близкие люди, коллеги, друзья, соседи, мошенники.

Научиться понимать суть манипуляций, выявлять манипулятора и его цели, приемы, используемые им, а также способы противодействия — значит обеспечить безопасность собственных интересов, сохранность психики, а иногда и кошелька. 

Типы людей особо подверженные манипуляциям.

Каждый человек индивидуален. У нас разные темпераменты, особенности психики, физические кондиции, условия жизни. Поэтому мы по-разному реагируем на внешние воздействия и попытки управлять нашим поведением.

Чаще всего попадают под воздействия манипуляторов следующие категории людей.

Доверчивые люди

Это люди, про которых говорят, что они и мухи не обидят. Они живут так, будто бояться побеспокоить другого человека, верят в добро, избегают конфликтных ситуаций, верят всему, что им говорят. 

Впечатлительные люди

Эта категория людей плохо управляет своими эмоциями. Им достаточно легко внушить чувство тревоги, беспокойства. С ними происходят неприятные непредвиденные события. Они, как Буратино, верят в то, что из закопанных в землю монеток вырастет огромное дерево с богатством

Самоуверенные люди

Это люди, которые считают свое мнение самым правильным, а себя самым умным. Они уверены в том, что никто не может их обмануть или заставить сделать что-то против их желания.

Несамостоятельные люди 

В головах этих людей работает программа, ориентирующая их на принятие чужого мнения. Они не в состоянии самостоятельно принять решение и взять ответственность на себя. Их жизненное кредо — быть как все.

Одинокие и неуверенные люди

К сожалению, таких людей много. Это пожилые и старики у которых нет близких или родственников. Они испытывают дефицит общения и внимания. Они с готовностью входят в контакт с теми, кто уделяет им хоть толику внимания и забывают о безопасности. Именно они часто становятся жертвами мошенников.

Как действуют манипуляторы

В первую очередь они воздействуют на эмоциональную сферу человека, вызывая конкретные эмоции. 

Ведь на человека в таком состоянии легче воздействовать.

Чувство стыда

Манипулятор обесценивает все, что делает человек. Вызывает у него чувство недовольства собой, а также негатив к нему со стороны окружающих людей.

К этому добавляется мысль, что от ваших действий может пострадать много хороших людей.

Чувство вины

Человеку внушается придуманный предлог, что из-за него манипулятор не смог сделать что-то или наступили негативные последствия.

Например: «Ты такой несобранный, я так долго тебя ждал, что опоздал на важную для меня встречу».

Вызывается  чувство вины путем приписывания  человеку отсутствующих у него отрицательных качеств, негативно повлиявших на действия или результаты манипулятора.

Жадность

Еще одна распространенная «классика жанра». Манипулятор апеллирует к жадности человека, руководствуется принципом: завтра будет дороже, чем сегодня. Часто за рекордно короткий срок доверчивым людям обещаются золотые горы и сотни процентов прибыли.

Лень

Эта эмоция в совокупностью с жадностью хорошо цепляет людей ленивых и не желающих понимать, что результат приходит только к тем, кто «пашет».

На таких ленивцев рассчитаны призывы:

  • стань миллионером, не вставая с дивана,
  • сделай взнос, а мы все сделаем за тебя.

Страх

Манипуляторы также любят воздействовать на самые разные страхи человека.

Манипуляция людми. Марионетки

Основная задача – как следует запугать жертву многочисленными проблемами и сомнениями, подорвать уверенность в себе.

Конечно же, далее манипулятор предложит решение, выход, спасательный круг. То самое, что обязательно, гарантированно и бесспорно в раз (или в несколько раз в зависимости от жадности манипулятора) решит все трудности жертвы.

Теперь о том, какие приемы используют мошенники в целях обогащения.

Они действуют по такому плану:

  • вызвать у человека расположение и доверие к себе,
  • с помощью психологических приемов заставить человека совершить определенное действие.

Для того, чтобы расположить человека к себе манипулятор формирует у него мнение о своей персоне как о профессионале, эксперте,успешном человеке.

Для этого у него всегда есть множество сертификатов, дипломов, документов, заключений.

Помните: 

  • мошенники особенно активно доказывают свою компетентность, слишком подробно рассказывают и объясняют свои действия и предложения,
  • чрезмерная визуализация в сочетании с активным убеждением – еще один явный признак надвигающегося обмана.

Схема обмана выглядит так — мысль + подробное объяснение + лже-факты + визуальные эффекты

Как распознать манипулятора

Чтобы не стать жертвой манипулятора, надо:

  • распознать его,
  • знать приемы, которые он использует для достижения своих целей. 

Если в процессе общения с человеком вы увидите, что разговор протекает по одному из ниже приведенных сценариев, то для вас это будет сигналом того, что манипуляция началась.

Но: осведомлен, значит вооружен.

Сверхактивность

Собеседник очень активно, настойчиво и надоедливо стремится убедить Вас в своей правоте, в выгоде предложения, гениальности идеи, качестве товара и т.д.

Следует быть начеку, если Вам в начале беседы рассказывают об удивительной услуге, в середине разговора уже предлагают ее купить, а в конце разговора еще несколько раз напоминают о ее необходимости.

Чрезмерная скрытность

С одной стороны, человек говорит быстро, напористо, активно. С другой стороны в его словах нет никакой конкретики.

Целый час вы ведете переговоры — а он никак не сформулирует свою позицию, требования и предпочтения.

Повторяемость

Собеседник использует одни и те же аргументы, повторяя их по нескольку раз одними и теми же словами.

Вы уже поняли, что от вам предлагают, но раз за разом вы слышите одно и то же.

Или за этими фразами кроется что-то проблемное?

Несоответствия

Вас должны насторожить любые несоответствия в речи собеседника.

Например, вам было сказано что им был заключен на некоторую сумму, а через некоторое время называется уже другая.

Или манипулятор ссылается на мнение одного эксперта, а потом называет другого.

В любом случае, вы должны насторожиться при первой же нестыковке фактов

Сочувствие

Женщина плачет на плече мужчины, вызывая сочувствие

Взывание к сочувствию — эффективный прием в руках манипулятора.

Людям свойственно кого-то жалеть, сочувствовать.

Но прямой призыв к проявлению благородства на основе сострадания, часто кроет в себе неблаговидные цели.

Например, люди с самодельными плакатами на улицах  призывающих помочь больному ребенку.

Или просящие милостыню. 

Показная сердечность и искренность

Преувеличенная искренность также должна вас насторожить. Использование речевых шаблонов, якобы предназначенных для того, чтобы убедить вас в правдивости собеседника — пример тому: «Честно-честно, я тебе гарантирую, положа руку на сердце, чистая правда и т.д».

Вызов страха

 В человек изначально живут страхи за себя, за безопасность близких, страх неизвестности, страх быть беспомощным, страх смерти, многие другие.

Если в разговоре вы почувствуете один из них — задумайтесь о его природе. Может быть это результат внешнего воздействия?

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: