Специалисты в области психологии общения открывают секрет того, как заставить коммуникативного агрессора забыть о вашем существовании.
Отличительная черта людей, являющимися скрытыми коммуникативными агрессорами (КА), — их приверженность к провокациям и злым высказываниям.
Если адекватные люди используют колкости и «шпильки» для поддержания разговора или оживления беседы, то КА лишь с целью манипулирования людьми.
Их цель — оскорбить собеседника, представить его в невыгодном свете, чтобы он не радовался жизни и не был таким привлекательным для окружающих.
Примеры коммуникативных провокаций
Например, такая ситуация.
Сергей и Петя работают в одном коллективе и претендуют на повышение по одной и той же должности. Их шансы равны.
Однако, Сергей систематически придирается к Петру. Он подходит к его рабочему столу и громко говорит: «Что за бардак у тебя на рабочем столе? В голове у тебя то же самое».
Или.
«Чувак, ты неважно выглядишь. Что, пробухал всю ночь? Как же ты будешь работать над отчетом?»
Это сказано так, чтобы слышали люди в офисе.
В итоге бедный Петро срывается и орет на провокатора.
А ему того и надо: «Я слышал, что характер у тебя склочный, но ты еще и хам».
Здесь сработали правила черного пиара и все остальные эмоциональные высказывания Пети в коллективе станут рассматриваться как психические.
И с перспективой получить повышение по должности он распрощается.
А произошло следующее: вас выставляют в невыгодном свете, провоцируют, а вы «ведетесь» на это, эмоционально реагируете или тихо сопите и «молчите в тряпочку».
Тем самым вы попали в сети манипулятора.
Другой пример.
Вы ведете сложные переговоры. Ваш оппонент неожиданно говорит: «Почему вы пришли на важные переговоры без галстука? Вы не уважаете нашу сторону?»
Тут дело не в дресс-коде, а в том, чтобы сбить вас с толку, вызвать в вас эмоции, увести в сторону от темы и получить преимущество.
Вас выманивают из сферы, где вы чувствуете себя уверенно туда, где вы, поддавшись на провокацию, можете допустить фатальную ошибку.
Используя фактор неожиданности, вас сбивают с толку репликой, которая не имеет никакого отношения к ситуации.
Дальнейший ход событий зависит только от того, как вы отреагируете: или вы контролируете положение дел, или вы срываетесь и вас накрывает манипулятивным тазом.
Также надо понимать: когда вас пытаются с помощью подкола вывести из состояния равновесия, то это значит, что человек находится к вам в состоянии скрытой враждебности, либо по сути своей он — КА.
Если скрытая враждебность является временной эмоцией, которую можно отыграть и сохранить с человеком нормальные отношения, то с коммуникативным агрессором (КА) так легко не справиться.
Ведь эта категория людей считает окружающих врагами и нацелена на понижение их статуса всеми доступными способами.
КА не делают пакости открыто, а стараются с помощью скрытых манипуляций нанести вред всем, кого они считают более успешными, деловыми, счастливыми.
Фразы, используемые провокаторами
Зачастую, ими используются фразы, содержащие обесценивание собеседника.
Например, такие:
- Твоя смелость меня восхищает, так как не каждый осмелиться надеть такую дрянную вещь.
- Я бы никогда не дала тебе 45 лет… Ты производишь впечатление женщины на целый день моложе.
- Твое чувство юмора безупречно, так как твои анекдоты могут рассмешить только 5-летнего ребенка.
Фразы подобного рода вызывают бурную реакцию жертвы потому, что они указывают человеку на его просчеты в прошлом, комплексы, фобии, скрытые фантазии.
Как правильно реагировать на провокации
Эти правила помогут вам избавиться от манипулятора и провокатора.
Во-первых, надо быть готовым к ним, ибо: предупрежден — значит, ты уже в более выигрышном положении.
Во-вторых, надо понимать, что манипуляция включает в себя два посыла: явный и скрытый.
Явный посыл очень похож на душевную заботу о вас. Например, если вам говорят о том, что вы плохо выглядите, то это может показаться истинной заботой о вашем здоровье.
Но это только так кажется.
КА хорошо знает ваши особенности, и если вы склонны к самокопанию, то быстро принимаете посыл о плохом внешнем виде. В результате вы впадаете в состояние тревожности или страха и на некоторое время отключаетесь от рабочего процесса.
В-третьих, ни в коем случае не надо реагировать на провокацию так, как от вас ждут. Приучите себя в подобных ситуациях несколько секунд молча смотреть в глаза (во что бы это ни стало!) провокатору. А потом надо показать, что вы понимаете скрытый смысл, заключенный в данной фразе.
Для этого применяйте тактику задавания уточняющих вопросов, которые вскрывают намерения манипулятора.
Самый простой и эффективный из них: «Для чего это сказано?»
Или: «Назови причину, по которой ты сказал это?»
Или: «Зачем ты все это говоришь при посторонних людях?»
Говорить надо спокойно, уверенно, глаза в глаза.
Имейте в виду, что, если ваш ответ будет, например, таким: «Ну и какого черта ты все это вывалил на меня?», то это не будет хорошо.
Такой вопрос продемонстрирует КА, что он своей скрытой пакостью все же выбил вас из колеи. И поэтому можно будет и дальше третировать вас, хотя это будет сделать гораздо труднее.
Вообще говоря, тактика задавания уточняющих вопросов является хорошим инструментом для удержания своей позиции в различных ситуациях.
Если такой вопрос задается манипулятору спокойно, а еще лучше — при свидетелях, то он остается в проигрыше, потому что ему придется пояснить свое высказывание. А вы остаетесь в безопасности, ведь враждебно настроенные люди опасаются открытого противостояния и публичного обозначения своих манипуляций.
В-четвертых, после того, как вы задали свой уточняющий вопрос, КА вынужден будет что-то говорить. Пусть несет все, что угодно.
Вы, все также спокойно, глядя в глаза, говорите: «Я спрашиваю не почему, а зачем ты это сказал».
Разница между «почему» и «зачем» принципиальная.
В первом случае — это речь о ценностях человека, его мировоззрении.
Он может ответить в том плане, что все вокруг плохо, что вы — плохой и ему по этой причине тоже плохо.
Во втором случае — это о целях. Мы демонстрируем всем, что перед нами человек, который ставил перед собой цель «опустить» вас и следующим может стать кто-то другой.
Далее не дайте втянуть себя в пустой спор или разговор.
В-пятых, когда оппонент испытает замешательство, также спокойно и уверенно скажите: «Когда ты захочешь еще раз дать мне совет, то сначала определись с его формой. Договорились?»
Этой фразой вы сравниваете статусы, и затем повышаете свой.
Вариантов использования этой тактики много. Все зависит от конкретной ситуации и официального статуса провокатора.
Например, во время важного совещания КА сделал колкое замечание по поводу вашей лысины.
Ваш ответ: «Хорошо, будем иметь в виду, что ваше стремление меня скомпрометировать больше не повторится, и мы продолжим обсуждение темы совещания».
Этим самым мы выбиваем почву из-под ног нападавшего, так как прилюдно обозначили скрытый мотив, ради которого вас пытались выбить из колеи. А также тот момент, что есть более важные цели, чем обсуждение вашего внешнего вида.
И, наконец, четко, спокойно, уверенно призовите провокатора к нормальному общению. Конечно, КА не исправиться, но от вас отстанет.
Стопроцентно.