Многие хотят научиться управлять людьми, но это очень тонкое дело: важно не переходить грань допустимого, иначе можно навредить как окружающим, так и себе самому. Поэтому перед использованием каких-либо приемов обязательно взвешивайте все «за» и «против», а также подробнее изучите данную тему.
Оглавление
Что такое манипуляция, и где этому обучают
Манипулирование ассоциируется с чем-то сложным, недоступным простому обывателю. Поэтому людям часто кажется, что для этого нужно иметь образование. На самом деле, это не так уж сложно, и огромное значение оказывает практика. Получить больше информации можно с помощью:
- Книг. Лучший ответ на вопрос «как манипулировать людьми» – это углубление в психологию. Чтобы воздействовать на других, вы должны сначала понять, как они мыслят и чего хотят. Некоторые известные психологи (Зигмунд Фрейд, например) писали специальные книги на тему взаимодействия с массами.
- Тренингов. Данный вариант считается спорным, т. к., в отличие от книг, тренинги всегда платные. А их качество не проверяется: часто за красивой рекламой скрывается обыкновенный мошенник.
Характеристика манипулятора
Познать искусство управления людьми дано не каждому: индивид должен обладать определенными чертами характера. Например, нервный, неуверенный в себе человек никогда не сможет в полной мере воздействовать на окружающих. Манипулятор должен быть:
- красноречивым;
- уверенным;
- харизматичным;
- самостоятельным.
Чтобы управлять людьми, также важно уметь анализировать обстановку и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Какие типы людей наиболее подвержены манипуляции
Некоторые индивиды в разы более внушаемы, чем другие. Повысить вероятность успеха могут:
- низкая стрессоустойчивость;
- проблемы с самооценкой;
- невнимательность;
- неумение говорить «нет»;
- торопливость;
- проблемы с самоконтролем.
Как правило, дети и пожилые люди легче поддаются на уловки и манипуляции. Они более открыты, доверчивы и невнимательны.
Часто люди принимают решение в пользу манипулятора, основываясь на стереотипах и нормах общества. К примеру, если вы назовете себя врачом, вероятность, что ваш товар купят, сразу возрастет.
Методы психологического воздействия
Методы управления людьми весьма разнообразны: некоторые из них считаются недопустимыми с моральной точки зрения, другие являются более мягкими и приемлемыми. Рассмотрим самые распространенные.
Внушение
Популярный, но критикуемый многими прием управления. Самым ярким его примером является гипноз: собеседника вводят в особое состояние, в котором он особенно податлив и не способен оценить ситуацию.
Влияние на эмоции и точки воздействия
Проще всего повлиять на нужного вам человека, используя его чувства и потребности. Например, фансервис в кино, аниме, играх и т. д. позволяет повысить продажи при правильном использовании. Если говорить об эмоциях, то наиболее полезными принято считать жадность, зависть, страх и тщеславие.
Создавать трудности, а потом предлагать способы их решения
Еще один распространенный способ управления людьми, который подразумевает искусственное создание трудностей. Он активно используется в политической сфере. Суть в том, что вы создаете ситуацию, для решения которой другой индивид должен сделать то, что вам нужно. И вы нарочно подталкиваете его к этому решению.
Техники психологического воздействия
Управление людьми осуществляется при помощи специальных приемов. Некоторые из них сложные и требуют соблюдения особых условий, другие же можно применить практически в любой ситуации и без особого опыта. Обратим внимание на последние.
Ограничение выбора
Вместо того, чтобы придумать способ решения проблемы самостоятельно, большинство предпочитает применять уже готовые варианты. Именно на этом можно сыграть: предложите несколько вариантов, все из которых будут вам выгодны. С высокой вероятностью собеседник выберет один из них.
Проявление благодарности
Самый очевидный метод воздействия – дать что-то взамен. Как получить достаточную мотивацию? Это может быть как простой комплимент, так и повышение заработной платы, новая должность.
Требование большего
Данный способ основан на чувстве вины и неловкости. Сначала вы требуете больше, чем вам нужно. Очевидно, что вы получаете отказ. Затем вы выставляете свои действительные требования. Это не только вызовет у человека стыд от неоднократных отказов, но и сделает вашу настоящую просьбу незначительной в его глазах.
Состояние стресса или рассеянного внимания
Люди, испытывающие сильный стресс, особенно уязвимы, а потому на них очень легко воздействовать. Чаще всего данный метод используется в негативном ключе и порицается, но есть и исключения. Например, чтобы заставить человека принять лекарства или бросить курить, врачи нередко запугивают его вероятными последствиями.
Рассеянное внимание – более щадящий, но не такой результативный вариант. К примеру, вы можете попросить о чем-то собеседника, когда он занят или торопится.
Отзеркаливание
Подсознательно люди склонны доверять тем, кто похож на них, и отторгать тех, кого они не понимают. Поэтому, копируя их мимику, манеру разговора и другие особенности, вы с куда большей вероятностью сможете прийти к согласию.
Начинаем с простых просьб
Если вы хотите управлять человеком в долгосрочной перспективе – лучше начинать с самых легких задач. Выполнив их, индивид почувствует себя более значимым и успешным, возможно, даже получит от вас что-то взамен. Постепенно вы будете усложнять задачу, вызывая привыкание. Главное – не перебарщивайте с количеством и сложностью просьб: иначе вы отпугнете кого угодно.
Не объясняем отказ
Проблема в том, что большинство реагирует на объяснения, как на оправдание. А оправдание – проявление слабости. Исходя из этого, они пытаются проявить доминацию, становятся еще более непослушными и враждебными. Поэтому объяснять причину отказа имеет смысл лишь небольшой категории людей, которая все сразу поймет и оценит вашу честность.
Правило трех «да»
Суть очень проста: если индивид несколько раз согласился с вами, вероятность того, что он согласиться еще раз повышается. Т. е. вы сначала дважды задаете вопросы, на которые точно получите утвердительный ответ, а затем спрашиваете о том, что вас интересует. Причем все 3 вопроса необязательно должны быть связаны между собой.
Активное слушание
Все люди хотят внимания и уважения, поэтому важно всячески демонстрировать, что вы проявляете интерес к разговору. Яркий пример – кивание головой. Также сюда можно отнести постоянное поддержание зрительного контакта.
Когда нужно уметь контролировать и управлять людьми
Управление массами – крайне полезный навык. Он необходим каждому, т. к. понимание темы позволяет защититься от чужих манипуляций и добиться согласия в сложной ситуации. Однако, важно не забывать и о последствиях: в большинстве случаев человек поймет, что его одурачили. Разумеется, он не будет счастлив. При неправильном подходе вы можете испортить отношения с окружающими.
Таким образом, есть множество простых техник, которые можно освоить с минимальными усилиями. Но нужно помнить, что развить искусство манипулирования могут только люди определенного характера и менталитета. Кроме того, любые более значительные или частые манипуляции могут привести к недоверию и обиде. Так что всегда используйте это с осторожностью!